Каким образом развитие движений пальцев рук влияет на речевое развитие ребенка?

 

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (мелкой моторики).  На кончиках пальцев рук находится множество рецепторов, которые при движении посылают сигналы в клетки коры головного мозга, которые отвечают за формирование речи ребенка. Вот почему при различных действиях пальцев рук у малыша параллельно формируется речь и мышление.

    Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что ещё очень важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

 Малыши работать пальчиками начинают не сразу. Только труд и упорство родителей в привлечении интереса их ребенка к играм, развивающим мелкую моторику, помогут добиться блестящих результатов в скорости развития мышления и возможности научиться говорить.

    Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия лепкой, рисованием, аппликацией и ручным трудом (поделки из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, желудей, соломы и т.д.), игры-шнуровки.

 

Обратите внимание:

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно!

 

Предлагаем вам таблицу видов заданий, направленных на развитие мелкой моторики, составленную с учетом принципа «От простого – к сложному»:

 

Нанизывание

 

  • колец с большим диаметром отверстия на стержень
  • колец с диаметром отверстия, почти равным диаметру сечения стержня
  • колец на веревку или шнурок
  • бусин с небольшим отверстием на тонкую нить.

Проталкивание

мелких предметов

в отверстия

 

  • складывание (проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого 2—3 см;
  • складывание (проталкивание) предметов в емкость с отверстием, диаметр которого 1—1,5 см;
  • складывание (проталкивание) предметов в емкость с отверстием, диаметр которого около 0,5 см.

Закрывание

отверстий

 

  • круглых;                        
  • овальных; 
  • квадратных;
  • треугольных;
  • четырехугольных;
  • сложной формы.

Занятия

с кубиками

 

  • выстраивание кубиков в горизонтальной плоскости;
  • постройка башен из кубиков, размер ребра которых 3—5 см;
  • постройка башен из кубиков, размер ребра которых 1,5—3 см.

Раскручивание/ закручивание

 

  • крышек, винтов
  • сначала рукой, затем отверткой и другими приспособлениями.

Игры

с мозаикой

 

  • вытаскивание больших фишек из отверстий поля
  • вкладывание больших фишек в крупные отверстия
  • вкладывание больших фишек в мелкие отверстия
  • вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в отверстия
  • вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в отверстия.

Рисование

и другие виды

 ИЗО деятельности

 

  • рисование пальцами                    
  • рисование кистью
  • игры с пластилином
  • рисование карандашами                   
  • аппликация

 

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук

Карандашная гимнастика.doc

1