Каким образом развитие движений пальцев рук влияет на речевое развитие ребенка?
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (мелкой моторики). На кончиках пальцев рук находится множество рецепторов, которые при движении посылают сигналы в клетки коры головного мозга, которые отвечают за формирование речи ребенка. Вот почему при различных действиях пальцев рук у малыша параллельно формируется речь и мышление.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что ещё очень важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Малыши работать пальчиками начинают не сразу. Только труд и упорство родителей в привлечении интереса их ребенка к играм, развивающим мелкую моторику, помогут добиться блестящих результатов в скорости развития мышления и возможности научиться говорить.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия лепкой, рисованием, аппликацией и ручным трудом (поделки из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, желудей, соломы и т.д.), игры-шнуровки.
Обратите внимание:
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно!
Предлагаем вам таблицу видов заданий, направленных на развитие мелкой моторики, составленную с учетом принципа «От простого – к сложному»:
Нанизывание
|
|
Проталкивание мелких предметов в отверстия
|
|
Закрывание отверстий
|
|
Занятия с кубиками
|
|
Раскручивание/ закручивание
|
|
Игры с мозаикой
|
|
Рисование и другие виды ИЗО деятельности
|
|