Нормы и задержка речевого развития

 

    Многие родители беспокоятся: «Нет ли у моего ребенка задержки     речевого развития, ведь    он говорит меньше, чем товарищ по    площадке?» Развитие ребенка очень индивидуально, нет  смысла  сравнивать между собой сверстников. Это относится и к развитию речи.

  Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает  слова, их значение,   различает интонацию. Позже развивается активный  словарь – малыш учится воспроизводить   услышанные звуки, слова,  предложения. Сначала ребенок просто повторяет за взрослым,    потом начинает общаться, т.е его слова, звуки носят смысловую нагрузку. Например, малыш    1-1,6 лет с помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией, может задать вопрос типа «Что это? Расскажи!»; высказать недовольство («Не хочу!»); удивление («Вот это да!»).

 В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.

 Ученые обобщили имеющийся опыт по работе с детьми и выделили особенности развития речи в каждом возрасте. Рассмотрим короткий, но очень важный для становления речи период до 3-х лет.

!!! Имейте в виду, что «отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно (см. статью "Игры и упражнения, способствующие развитию речи").

1