Логопедический словарь для родителей

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ – этап при коррекции неправильного звукопроизношения. Следующий после постановки нового звука;     направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи.

 

 

АГРАММАТИЗМ – нарушение процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. При аграмматизме наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов.

 

 

АГРАФИЯ - нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. Аграфия у детей – одно из проявлений алалии – следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.

 

 

АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичносохранном интеллекте. Причиной А. чаще всего является поражение речевых областей головного мозга при родах, травмах.

 

 

АНОМАЛИЯ - ненормальность, неправильность, отклонение от нормы, от общей закономерности развития.

 

 

АРТИКУЛЯЦИЯ – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга.

 

 

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ –совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

 

 

АФАЗИЯ – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением доминантного полушария коры головного мозга.

 

 

БИЛИНГВИЗМ (двуязычие) - способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами.

 

 

ВЕРБАЛЬНЫЙ – словесный, выраженный речевыми средствами.

 

 

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ– обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого – либо заболевания.

 

 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ. Синонимы: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Г. у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностъю.

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ – строение слова и предложения, присущее данному языку.

 

 

ДИСГРАФИЯ– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

 

 

ДИСЛЕКСИЯ — это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторично возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря.

 

 

ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

 

ДИСЛАЛИЯ - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

 

 

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – особый тип аномалии психического развития ребенка. В отличие от олигофрении носит временный характер и преодолевается в детском или подростковом возрасте.

 

 

ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 

 

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) – отставание речевого развития  от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всех компонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).

 

 

ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ–условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.

 

 

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – актуальное уровень знаний , умений и навыков ребёнка, проявляющийся на данном этапе развития.

 

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – уровень знаний, умений и навыков, которых ребёнок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребёнка.

 

 

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ –восприятие, понимание речи.

 

 

ИНТЕЛЛЕКТ - система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

 

 

КАПРИЗЫ ДЕТСКИЕ - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем.

 

 

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ - восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие аномалий развития, перенесенных заболеваний и травм. Одна из важнейших разновидностей адаптационной реакции организма на повреждение заключается в том, что не пострадавшие непосредственно органы и системы берут на себя функцию поврежденных структур.

 

 

КОРРЕКЦИЯ в специальной педагогике - исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы педагогических приемов и мероприятий.

 

 

ЛЕПЕТ – голосовые реакции ребёнка на раздражители положительного характера; появляются на 2-м месяце. При тяжёлых речевых нарушениях обнаруживаются у детей в более позднем возрасте.

 

ЛОГОПЕД - коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых.

 

 

ЛОГОПЕДИЯ – отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ — одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

 

 

МАКРОГЛОССИЯ –патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.

 

 

МИКРОГЛОССИЯ –аномалия развития, малые размеры языка.

 

 

МОТОРИКА – совокупность двигательных реакций, умений, навыков, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

 

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

 

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – повторяемость в ряду поколений сходных типов обмена веществ и индивидуального развития (физические признаки, пол, цвет кожи, некоторые индивидуально-психические особенности и др.).

 

 

НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

 

 

ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ – повторенная за кем-либо речь.

 

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ– общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.

 

 

ПРОФИЛАКТИКА - совокупность мероприятий, направленных на предупреждение развития заболевания или его рецидива.

 

 

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологического воздействия на него.

 

 

ПРИКУС - Прикусом называется характер смыкания зубных рядов. Все виды прикуса делятся на нормальные и аномальные.

 

 

ПРОГЕНИЯ - патологический тип прикуса, при котором зубы нижней челюсти при смыкании перекрывают одноимённые зубы верхней челюсти. Нижняя челюсть значительно выступает вперёд.

 

 

ПРОГНАТИЯ - аномалия прикуса; сильное выступание верхней челюсти кпереди, отсутствие контакта передних зубов обеих челюстей при их смыкании.

 

 

РАСПАД РЕЧИ – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.

 

 

РЕАБИЛИТАЦИЯ - комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

 

 

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи—это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслять воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Слуховая, слухоречевая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений, рассказов (лексического материала).

 

 

СОПРЯЖЕННАЯ РЕЧЬ – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

 

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи – фонем; является основой для овладения звукопроизношением.

 

 

ФОНЕТИКА - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

 

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ– умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

 

 

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

 

 

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ(ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

 

 

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ – активное устное и письменное высказывание.

1